На самом деле, зачем кому-то, то, что не имеет для него значение? Так большинство руководителей относиться к тому, что с точки зрения управленца не имеет практического применения и не приносит реально ощутимой прибыли. До недавнего времени такое отношение было и к коучингу, как инструменту для повышения эффективности работы персонала. Коучинг, как особый вид развития сотрудника, был тем самым "пятым колесом" в "телеге" управления, не имеющего точного места в схеме принятия управленческих решений и, самое главное, совершенно непохожим на всё, что предлагалось ранее для постановки целей, планированию достижения и контролю над выполнением задач поставленных перед своими подчинёнными.
И только совсем недавно ситуация начала изменяться. Коучинг как метод управления возник около 20 лет назад, а это для теории менеджмента совсем ещё малый срок. Коучиннг был разработан психологом и бизнес-консультантом Томасом Леонардо, затем расширен и углублён его коллегой и Джоном Уитмором. Коучинг вобрал в себя лучшее из самых современных методов и течений: нейролингвистического программирования, психологического консультирования, бизнес-тренерства и наставничества, переработал и развил их в совершенно самостоятельное направление.
Коучинг разделён на два больших направления: бизнес-коучинг и лайф-коучинг. В лайф-коучинге, рассматриваются вопросы, связанные с личностным ростом человека, с развитием и улучшением его отношений в семье, в коллективе, с детьми.
Бизнес-коучинг оказался незаменимым инструментом, который даёт возможность руководителю (коучу) помочь своему подчинённому найти наиболее верный путь решения сложного вопроса, причём, без административного давления. Таким образом, сотрудник воспринимает поставленную задачу и путь её решения, выбранный им самим с помощью коуча, в роли которого может выступать его непосредственный начальник, как собственную, а не навязанную ему сверху задачу. В результате такого подхода мотивация сотрудника на выполнение задачи резко повышается и кроме того при этом улучшаются его, как сотрудника компании, личностные характеристики: вовлечённость в процесс исполнения, энтузиазм, желание продемонстрировать себя и свои действия с наилучшей стороны.
Правильно построенная коучем - руководителем система вопросов коучинга позволяет сотруднику в процессе беседы в формате коуч-сессии взглянуть на свои цели новым взглядом, взглядом из будущего, с видением уже выполненной задачи, оценить её положительные результаты для себя и своей компании. Подчинённый сумеет легко и просто построить в голове логическую цепочку шагов по достижению поставленной задачи и что очень важно собственную причастность к её исполнению.
Так что "пятое колесо" не всегда бывает лишним, если оно помогает в управлении процессом движения вперёд к намеченной цели, особенно если умело его использовать и применять.
В завершение позволю себе маленькую цитату из "The Wall Street Journal", на мой взгляд, наиболее полно отражающую понимание использования коучинга в современном бизнесе: "Коучинг высвобождает людей на то, чтобы они принимали более смелые, более рискованные проекты, которые в конце могут оказаться значительно более доходными, чем можно было вообразить в начале".