До сих пор при слове тренер у многих возникает ассоциация со спортом - и только. Кто такой тренер в организации, действительно ли есть такая профессия и имеет ли смысл словосочетание "обучение тренеров"?
Этот вопрос с каждым годом, даже с каждым месяцем задается все реже: даже самые отсталые руководители поняли, что для того, чтобы сотрудники квалифицированно работали, их надо постоянно обучать. Спрос, как говорится, рождает предложение, поэтому тренеров - самоучек и профессионалов - становится все больше.
Работа тренерская - тяжелая, нервная, на виду. Неблагодарная: то ли гувернантка, то ли тореадор, то ли заклинатель змей и шпагоглотатель в одном флаконе. Но как ни странно, пройти обучение тренеров стремятся многие. Профессиональные психологи, умеющие вести тренинги личностного роста, постигают, чем они отличаются от бизнес-тренингов. Менеджерам по персоналу овладение тренерским делом дает, во-первых, возможность дальнейшего карьерного роста, во-вторых, умение более эффективно выбирать тренинговую компанию в дальнейшем. Руководители фирм после прохождения обучения тренеров начинают лучше понимать секреты существования любой организации, законы группового взаимодействия, учатся передавать свой опыт сотрудникам более профессионально, а следовательно - доходчиво и результативно. Часто обучаться на тренера решают и люди, чье образование было очень далеко от сферы обучения - просто как попытка человека изменить свою судьбу и начать новое дело. Все это - очень разные люди, но у всех этих людей есть общее: они ощущают недостаточность своего опыта и знаний для этой работы. И они правы: даже самые опытные мастера не упускают случая поучиться друг у друга - и учатся мастерству всю жизнь.
Российские компании растут. Растут быстро. Массовый рекрутмент перестает быть экзотикой, как и увеличение численности персонала на несколько сотен процентов в год. Чтобы ''переварить'' массу новых сотрудников, крупные компании создают корпоративные университеты. Игроки поменьше привлекают тренинговые фирмы, занимающиеся обучением тренеров. А при существенном объеме работ все чаще задумываются о собственной тренинговой программе по обучению тренеров.
Потребность в массовом обучении тренеров возникает на этапе интенсивного роста, или когда компания сталкивается с большой текучкой кадров. Охотно нанимают внутренних тренеров фирмы, практикующие сезонный наем сотрудников. Так, колл-центры крупных компаний, занимающихся автострахованием, весной и осенью работают с большей нагрузкой, чем летом, и тренерам постоянно приходится знакомить приходящих сотрудников с тонкостями процесса.
Корпоративные заказчики сотрудничают с тренинговыми компаниями, занимающимися обучением тренеров, в двух режимах - отправляя специалистов на стандартные курсы для обучения тренеров или заказывая эксклюзивные тренинги для персонала. В последнем случае тренинговые компании работают ''под клиента'' и модифицируют программы в соответствии с его пожеланиями как в отношении сроков проведения курса, так и его насыщенности. Многие фирмы, заказывая обучение внутренних бизнес-тренеров, рассчитывают, что те в перспективе смогут стать тренинг-менеджерами, в обязанности которых входит и организация всего учебного процесса по обучению новых тренеров, и оценка эффективности обучения.
Финальным аккордом обучения внутренних тренеров часто становится создание корпоративного тренингового центра (центра обучения тренеров).
Единых квалификационных стандартов при обучении тренеров пока не существует. Некоторые элементы, предлагаемые в составе программ, базируются на схемах западных психологических и бизнес-школ. Многие компании просто покупают пакеты тренингов по обучению тренеров у иностранных провайдеров. Но большинство программ все-таки являются авторскими разработками, отечественные специалисты предпочитают создавать собственные ''школы тренерского мастерства" для обучения тренеров.
Считается, что в идеале обучение тренеров не должно быть наполнено ''конкретикой''. Главная задача обучения тренеров - сформировать у будущего тренера ряд профессиональных качеств, которые позволят ему в будущем готовить и проводить собственные тренинги на любую тему, обучать новых тренеров. Обучение тренеров' нельзя привязывать к определенной сфере деятельности. Оно должны базироваться на одних и тех же принципах, чтобы "на выходе" получался универсальный специалист, готовый влить любое содержание в единую форму''.
Все программы обучения тренеров разбиты на тематические модули, каждый из которых должен способствовать формированию определенного навыка. Их количество в зависимости от продолжительности и насыщенности тренинга может варьироваться от трех до десяти-двенадцати. Многие модули обучения тренеров могут предлагаться по отдельности. Если специалист проходит курс повышения квалификации, ему не нужны базовые модули, направленные на формирование основных тренерских качеств.
Если речь идет об обучении непосредственно бизнес-тренеров, в состав тренинга обычно включаются специфические блоки.
Если корпорация заинтересована в обучении тренеров для лишь одной группы сотрудников (предположим, менеджеров по продажам), тренинговые компании по их заказу часто разрабатывают программы специализированных тренингов по обучению тренеров и предоставляют их корпоративным специалистам. Те, в свою очередь, не забивают себе голову разработкой индивидуальных программ и ведут тренинги по готовым схемам.